?

Log in

No account? Create an account

Владимир Трифонов

Свежие записи  Архив  Друзья  Личная информация     G
Previous Entry Поделиться Next Entry

Вкладка Basic

04.11.09 0:36 •Теги:

Содержание

image

Как где-то было написано, вкладку Basic надо переименовать в Start here потому, что вся цветокоррекция в Lightroom начинается именно с нее. На фотографии выше, которую мы будем использовать в качестве примера, вся коррекция была проведена исключительно в этой вкладке.

Для быстрого открытия вкладки можно нажать Ctrl+1:

image

Первый блок предлагает выбрать будет ли эта фотография цветной или черно-белой. Для быстрого переключения между режимами можно использовать клавишу V. В нашем случае оставим фотографию цветной и перейдем к следующему блоку:

image

В нем мы можем установить баланс белого. Если на фотографии есть объект нейтрально серого цвета (бетонный забор, серая карта), то можно выбрать пипетку (или нажать W) и щелкнуть по нему. При этом вам показывается сильно увеличенное изображение области, находящейся под пипеткой, для того чтобы предотвратить случайный выбор не того цвета (это может быть шум матрицы, например):

image

В нашем случае нету объектов, которые можно считать нейтральными, поэтому я установил баланс белого с помощью выпадающего списка, справа от пипетки:

image

Значения в этом списке извлекаются из RAW-файла и совпадают с теми, что есть в вашей камере. Если вы работаете с JPEG файлами, то в нем будет всего два пункта: Auto и Custom.

На заметку: для того, чтобы цвета заката были более естественными, нужно поставить баланс белого в положение Cloudy (облачно).

Вот что у нас вышло на данном этапе:

image

Переходим к третьему блоку — Tone:

image

Как бы это заезженно не звучало, в первую очередь имеет смысл нажать Auto. В большинстве случаев новые настройки будут неплохой точкой опоры для дальнейшей обработки:

image

В принципе, этот результат меня вполне устроил, но урок не был бы уроком, если бы мы не рассмотрели все возможности вкладки Basic. Давайте посмотрим на гистограмму, а точнее, наведем курсор мыши на среднюю ее часть:

image

Под гистограммой появилась надпись Exposure (выдержка) и отобразилось текущее значение выдержки. Так же в блоке Tone подсветилось одноименное поле, а курсор превратился в двунаправленную стрелку. Если мы сейчас потащим среднюю часть вправо, то выдержка увеличится, влево — уменьшится:

expo

Exposure устанавливает общую яркость снимка и его белую (самую яркую) точку. Для того чтобы в процессе регулировки посмотреть на пересвеченную зону, нужно зажать Alt. Тогда снимок станет черным, а области у которых нет деталей в светах будут белыми. Не стоит очень сильно переживать за пересвеченные области: возможно их удастся вернуть при регулировке параметра Recovery, но сперва мы перейдем к параметру Blacks или в левую часть гистограммы:

image

Данный параметр устанавливает черную точку изображения. Если при регулировке зажать Alt, то вся картинка станет белой, а участки без деталей в тенях — черные или, если нет деталей в каком-то одном канале, цвета этого канала (красный, синий, зеленый). Так же, как и с выдержкой, тени можно будет попытаться вытащить с помощью регулировки Fill light (заполняющий свет).

После того как Exposure и Blacks настроены, нужно попытаться вытащить всю возможную информацию из светов и теней. Для этого сперва воспользуемся ползунком Recovery или крайней правой частью гистограммы:

image

Как и при настройке Exposure, при зажатом Alt на черном фоне белым будут показаны области, лишенные деталей. Если их нет, то можно перейти к настройке заполняющего света, а если есть, то нужно двигать ползунок вправо до тех пор, пока белые области не перестанут уменьшаться. При этом стоит заметить, что при настройке Recovery могут поплыть цвета фотографии. Это возникает из-за того, что, например, красный канал уже перешел границу, за которой он обрезается, а зеленый нет. И получается, что при постоянном зеленом (>255), какое-то время будет меняться красный.

Последней в ход идет настройка заполняющего света (Fill light) или вторая слева часть гистограммы:

image

Данный пункт увеличивает яркость теней, не затрагивая светлых участков. Регулировка Fill light никак не реагирует на нажатие клавиши Alt и все проводится на глаз.

Перейдем к следующему блоку:

image

Ползунок Brightness (яркость) — очень похож на Fill light за тем исключением, что он одинаково влияет на весь тональный диапазон.

Contrast — регулирует контрастность снимка, увеличивая или уменьшая плавность тональных переходов. Увеличение контрастности распределяет гистограмму по краям, а уменьшение — собирает в центре.

Последний блок — Presence. Дословно переводится как присутствие. Он определяет то, как будет ощущаться фотография в плане деталей и цветов:

image

Clarity — определяет контрастность границ переход света и тени. В отличии от Contrast, который влияет на снимок в целом, Clarity определяет четкость краев объекта. Здесь слева оригинальное изображение, а справа Clarity = +100:

image

Слева опять оригинальное изображение, а справа Clarity = -100. Обратите внимание на то, как изменилась фактура дыма:

image

Этот параметр имеет смысл немного увеличивать при съемке пейзажей или драматических портретов. А при желании получить нежные переходы его можно уменьшить.

Vibrance — это умная регулировка насыщенности. Если Saturation увеличивает насыщенность всех цветов сразу, то Vibrance влияет только на ненасыщенные цвета. Это позволяет избежать плоских, перенасыщенных цветов на ярких снимках и в то же время увеличить насыщенность более блеклых частей. Также Vibrance не влияет на цвета кожи, что позволяет использовать его при увеличении насыщенности в портретах. В большинстве случаев ползунок Saturation вам не понадобится. Если вы выбрали черно-белый режим фотографии, то Vibrance и Saturation по понятным причинам будут недоступны.

В следующий раз я расскажу про блок Tone Curve. Хотя рассказывать про него особо нечего. =)

16 комментариев • Оставить комментарий

Комментарии
[User Picture]

geo_photo • 03.11.09 23:08 • #

Как и все Ваши уроки этот понятен и доходчиво изложен. Спасибо!
[User Picture]

dutchtreatment • 04.11.09 7:56 • #

Владимир, а почему уточки у вас стали синими?
[User Picture]

dimkin_lv • 04.11.09 11:26 • #

так показывается что там 100% черный цвет
[User Picture]

vtrifonov • 04.11.09 22:09 • #

dimkin_lv ответил совершенно верно. Для того, чтобы постоянно показывать части снимка, выходящие за возможный диапазон значений, можно нажать J.
[User Picture]

dutchtreatment • 05.11.09 16:08 • #

да, надо Help почитать в дополнение к Вашим урокам.
[User Picture]

jend0s • 04.11.09 9:25 • #

А можно в начале поста показывать начальную картинку и конечный результат? Вот как про Clarity = +100 сделано.
[User Picture]

vtrifonov • 04.11.09 22:10 • #

Можно. Там на самом деле он по диагонали так и разбит, но граница не резкая. Завтра исправлю.
[User Picture]

sergey_ershov • 05.11.09 9:08 • #

Неплохо, но данный раздел наиболее важный и сложный в использовании Lightroom, хочется иметь больше примеров использования. Мне недавно посоветовали интересный прием - для пейзажных фотографий с небом сбрасывать brightness и contrast в 0, потому что для raw они уже стоят не нуле. Очень удачный прием, часто позволяет лучше проявить небо и частично уменьшает пересветы на нем же, если небо засвечено. После этого довожу фотографию в Photoshop.
 

(Аноним) • 05.11.09 15:35 • #

[User Picture]

vtrifonov • 05.11.09 15:40 • #

Пожалуйста. Спрашивайте, если что не понятно.
[User Picture]

muph • 13.11.09 17:40 • #

читаю всё подряд по лайтруму.
в отличие от фотошопа только не давно начал его использовать и многое теперь стало ясней. спасибо.
[User Picture]

vtrifonov • 13.11.09 19:24 • #

Не за что. Главное не надо его понимать как замену фотошопу. Это просто другая программа с другими целями и возможностями.
[User Picture]

muph • 13.11.09 19:36 • #

я использую лайтрум как небольшой улучшатель всех фотографий, допустим, с поездки. для фототчета в жж я выбираю лучшие из них и дополнительно допиливаю их в фотошопе.
[User Picture]

carski • 10.03.10 11:27 • #

>Первый блок предлагает выбрать будет ли эта фотография цветной или черно-белой.

Сражу же вопрос:
Одну фотографию хочу сделать в двух вариантах: цветном и чб. Как это сделать, что бы оба варианта обработки сохранились?
Пока в голову приходит сделать дополнительную коллекцию "ЧБ" и скопировать нужные для чб фотографии туда. Но есть ли другие варианты?
[User Picture]

vtrifonov • 10.03.10 11:40 • #

Можно сделать виртуальную копию выбрав пункт в контекстном меню или нажав Ctrl + '.
Это создаст копию фотографии, которая не будет занимать места на диске потому, что настройки будут храниться в каталоге. Во всем остальном это будет обычная фотография.
[User Picture]

carski • 10.03.10 12:04 • #

Спасибо, попробую!
[User Picture]

carski • 10.03.10 13:05 • #

>Давайте посмотрим на гистограмму, а точнее, наведем курсор мыши на среднюю ее часть:

блиинн!!! Почему же я не прочитал этот ваш урок раньше! :) Настолько быстро и удобно получается!

Вообще огромнейшее вам спасибо за ваши уроки! Наконец-то сподобился освоить Лайтрум, хотя мне настоятельно советовали это сделать еще года три назад.